АЛАНЫ (САРМАТО - АЛАНЫ)

Объединённые племена сарматов создали (между Доном и Волгой, Азовским и Чёрным морями и Кавказом) Аланскую державу - по имени сильнейшего на то время племени аланов. В Аланский союз вошло всё население Кубани и Приазовья: потомки индоариев меотов-синдов и савроматов...
Великую Аланию хунны (булгары) разорвали потом в клочья, и от её громадной территории остались лишь две небольшие окраинные части: северная область - между Доном и Донцом; и южная - в предгорьях Кавказа. Возможно, народ антов (ваны), населяющий страну Вантит (между Дунаем и Днепром), был третьей группой аланов, сохранившейся после хуннского разгрома. Эти две (или три) группы алан оказались изолированы, и их развитие пошло независимыми друг от друга путями и уже под булгарским влиянием.
Северная донецкая группа предположительно называлась асами (ясами)черкасы.
Северокавказская группа алан имела на востоке границу с Сериром, а на западе - с кешек (касоги, адыго-черкесские племена) и состояла из двух частей: западной дигорской и восточной иронской группы. Более архаичные черты иранского языка сохранились в дигорском диалекте, иронский же является более молодым. Может быть, дигор (диг-ар) наследуют традиции древних индоариев, в то время, как ирон являются носителями уже иранских традиций. Сейчас обе группы вместе называются осетинами (от имени ас-яс). Некоторые источники отождествляют алан с асами (грузины называли алан овсами, оссами, русские - ясами), другие (например, "Армянская география") отличают алан от ашдигор (предположительно "ас" и "дигор").
Племя аш-ас жило западнее дигор, в современной Балкарии, жителей которой ещё и сейчас сами осетины называют "асами". То есть, в этом случае асами называли булгар. Мы видим здесь, что бывает невозможно провести чёткую грань между аланами и булгарами.
В эпоху Птолемея были известны алан-орсы (аорсы) и роксоланы (роксы-аланы). Главным лидером стала группа алан, что и привело к появлению названия Алания. Диалектная разновидность имени алан - ирон - стала самоназванием осетин. "Велесова книга" упоминает иронцев (какую-то часть сармато-аланского массива), часто заключавших союз с "русами".
Такая картина сложилась после хуннского разгрома Алании. Пока же Великая Алания увенчала собой позднесарматскую эпоху, когда наметился отход от индийских традиций Дэва ранних савроматов и усиление среди населения иранских стереотипов Ахура. В Алании же иранская традиция достигла своего максимума. Иранский стереотип с его ярко выраженным мужским шовинизмом распространился на все стороны культуры Алании, в том числе погребальные. Если мужчин хоронили вытянуто на спине, то женщин - скорченно на боку (что и после смерти должно было подчёркивать подчинённую роль женщины). Естественно, это не могло не вызвать постепенно нарастающего протеста населения, состоящего в значительной степени из потомков древних амазонок, киммерийцев-гаргаров, синдов-меотов и савроматов - носителей индийских культурных традиций, приверженцев дэвического равноправия женщин и мужчин. Та часть населения Алании, что восстала против иранского асурического стереотипа Алании (восстановив индийскую традицию Дэва), положила начало первым булгарам (белоярам) - всем их группам, объединениям и государствам (имеющим множество отдельных названий)...

***

На главную
Народы

Сайт создан в системе uCoz