| ХУННЫ (ГУННЫ)
Термин хунны (гунны) относится к определённой исторической эпохе и служит во всех источниках для обозначения политических образований. Этнонимом этот термин в большинстве случаев не является, поскольку в смысле этнического происхождения не значит ровным счётом ничего. Под этим именем скрываются самые разные, любые народы этой эпохи (и отчасти даже последующих эпох) -- лишь бы они входили в политический союз, объединяющий некие силы, осуществляющие в данный момент натиск на Рим или Византию -- по принципу, так сказать, "наших бьют". То есть, это -- все те, как говаривали эллины, варвары ("вар"х2!), которые противостоят народам, считающим себя цивилизованными. К примеру, в Империалистическую войну 1914-1918 гг. французы в открытую в прессе называли гуннами "диких кочевников"(!) аллеманов (немцев)...
В аланскую (позднесарматскую) эпоху в большинстве случаев, если даже не во всех, хуннами в области Северного Причерноморья называли различные политические объединения булгар. В глубине же Европы так именовали кого ни попадя. Например, "Песнь о Нибелунгах", описывая несметные орды хуннов, посылаемые на Нибелунгов хуннским королём Этцелем (Аттилой), в числе хуннских полчищ называет:
Иринга, маркграфа датского, с его дружиной;
Хаварта, короля датского, с его воинами;
Ирнфрида, ландграфа Тюрингенского, с его дружиной;
-- и так далее, и тому подобное...
Около 370 года хунны сразу сломили сопротивление алан, чья держава занимала местность между Волгой, Кавказом и Доном. В глазах историков выглядит непонятным, как вдруг возникли бесчисленные полчища хуннов, обрушившихся на Аланию вроде бы ниоткуда. Однако совершенно ясно, что они сломали Аланию не снаружи, а изнутри. Это было то большинство населения Алании, что более не желало столетиями терпеть иранский культурный стереотип Ахура, что предпочло ему индийский вариант культуры, Дэва. Эти люди не считали себя более аланами и вернулись к сарматскому идеалу. Они стали булгарами, бол-к-ар, балкар, бел-ар, белояр. Это значит "арии Солнца, солнечные арии" и прямо перекликается с арийским этнонимом гаргар, бытовавшим среди киммерийцев.
По норманистской версии восставшие против культурного стереотипа Ахура булгары приняли у себя нескольких (а больше их и не было!) хуннских беженцев с Востока. Бежавшие от китайского разгрома одиночные хунну -- всего их было не более нескольких десятков или сотен (причём, совсем без женщин и детей!) -- оказались, видимо, хорошими военными специалистами, почему восставшие против Ахура белояры и взяли их к себе на службу. Во всяком случае, методы войны булгар с этих пор изменились по сравнению с методами войны алан или готов, стали более страшными, небывалыми, революционными, хуннскими.
Вероятно, именно так (как термин со стороны посторонних наблюдателей), по внешнему признаку (новому способу ведения войны) и появилось впервые наименование хунны применительно к булгарам. В дальнейшем хуннами-белоярами назывались булгары и те другие народы, что присоединялись к нарастающим булгарским этническим волнам, подобно тому, как растёт снежный ком, катящийся с горы. А собственно термин булгары (как и возродившийся сарматы) распространился позднее. Как отмечает М. И. Артамонов, одни и те же группы назывались у византийских хронистов гуннами, а у западных -- болгарами.
Гуннами историки-норманисты договорились называть этот великий народ Европы ("Хунну и гунны", Л., 1926. К. А. Иностранцев): "По удачному предложению К. А. Иностранцева за восточными хуннами сохранено название "хунны", а западная их ветвь, перемешавшаяся с другими племенами и составившая новый народ, именуется "гунны"" (М. И. Артамонов, "История хазар"). Я же не могу принять такое предложение и буду всё-таки использовать в качестве основного термин "хунну, хунны", а термин "гунны" буду считать просто синонимом -- как и было раньше, до предложения Иностранцева.
Объявившаяся в Причерноморье группа хуннов осталась в истории благодаря редкому сочетанию случайного (возвышение хунну совпало по времени с мощным взрывом булгаризации-сарматизации) и закономерного (хунну были превосходными воинами и стали замечательными военными учителями) факторов. Приди хунну сюда за пятьсот, или за двести, или за пятьдесят лет до того, они бы просто исчезли, растворились, не оставив имени, как это и происходило с другими группами пришельцев. Но хунну появились на гребне могучей волны тектонических сдвигов в культуре и политике. Поэтому они оказались востребованы, вовлечены в эти сдвиги и использованы в общих интересах насколько возможно полно.
Но я не склонен принять постулат о якобы имевшем место приходе хунну с Дальнего Востока. Я считаю хунну местным явлением Арии-Сарматии и Западной Европы. О какой миграции хунну на запад можно говорить, если китайские войска на востоке якобы борются со своими хунну-сюнну точно в то время, как римские в Европе -- со своими! Легенды о миграциях кочевых народов с Востока вообще заимствованы из "древних" китайских хроник, которые были написаны для китайских монархов как переводы европейских хроник только в 17 столетии (такое мнение имеет место и набирает всё большую силу -- слишком уж много буквальных совпадений в событиях на западе и "событиях" на востоке!). Очень уж похоже на то, что известная нам так называемая "китайская история" является на деле лишь отражением реальной истории Европы. Отсюда и эта двоичность всех событий, всех народов...
В 371 году хунны внезапно обрушились на готскую державу Германариха в Северном Причерноморье и сокрушили её. В это время царём хуннов был Баламбер (Белояр). Вестготы ушли от хуннов в пределы Римской империи (376 г.). Остготы подчинились хуннам, но вскоре под предводительством нового короля Винитара восстали против власти хуннов, освободились и пользовались свободой около года. Баламбер подавил восстание готов, Винитар был убит в битве на реке Эрак. Вместе с хуннами остготы пришли потом на Дунай.
Разрушительным походом хуннов (булгар!), называемых также скифами, на Ближний Восток в 4-м столетии, в 395 году, предводительствовали вожди Васих и Курсих. Эти имена хорошо соотносятся с именем готского вождя Германариха. Кстати, и готов также называли скифами (на что указывал Евнапий, очевидец хуннского взрыва в Сарматии).
Как пишет Артамонов со ссылкой на Приска Панийского и римского посла у Аттилы в 488 Ромула, гунны большими силами в 395 году форсировали Азовское озеро, через 15 дней прошли Кавказ и вступили "в Мидию, персидские владения в Закавказье, откуда разлились по всей Передней Азии". В сирийской хронике Иешу Стилита сказано, что в дни Гонория и Аркадия (395 -- 408), сыновей Феодосия Великого, вся Сирия была в руках гуннов. Они не только разоряли и грабили города, но и массами уводили население в рабство. Бар-Гебрей, иудейский автор 13 века, под 397 годом сообщает по сирийским источникам, что гунны так опустошили Сирию и Каппадокию, что они обезлюдели. По словам современника событий латинянина Иеронима, ряд городов Месопотамии подвергся осаде, в том числе Антиохия. Иерусалим и Тир готовились в ожидании врага. "Аравия, Финикия, Палестина и Египет пленены страхом. Гунны захватили огромное количество пленных и добычи". Назад вожди повели хуннов не тем путём, которым они вторглись в Закавказье (по берегу Чёрного моря), а кавказским берегом Каспия...
В дунайскую Паннонию хунны пришли под руководством своего вождя по имени Ругила, или Руя. В 434 году хунны осадили Константинополь, и лишь чудо спасло ромеев. В том же году Ругила умер, а власть над хуннами досталась его племянникам: Аттиле и Бледе. В 445 году Аттила (хуннский Этцель из Песни о Нибелунгах) убил Бледу и стал единоличным государем хуннов.
Главным оружием хуннов-булгар традиционно был мощный лук. А вошедшие в хуннский союз племена различного происхождения использовали привычное им оружие.
С хуннской эпохой связан целый ряд новинок в области оружия. В первую очередь, это стремена, давшие всадникам совершенно новые возможности и создавшие базу для появления настоящей кавалерии. Стремена давали надёжную опору всаднику и при стрельбе из лука (тогда их подтягивали высоко, а наездник ещё привставал на них), и при таранном ударе копьём либо при рубке мечом (тогда стремена опускали низко, и всадник глубоко всовывал в них ступни -- что сообщало особую силу его ударам).
Чрезвычайно важным новшеством стало и седло, которое хотя, возможно, и было известно чуть раньше, но только в хуннскую эпоху получило современную завершённую форму и окончательное широкое распространение. Сёдла были двух основных типов: для стрелков из лука использовались сёдла плоские, без развитой передней и задней луки, высоко расположенные на спине лошади (это давало стрелку выгодное для стрельбы высокое положение); а для тяжеловооружённых всадников с мечом и копьём применяли сёдла глубокие, с сильно развитой передней и с ещё более выраженной задней лукой, низко расположенные на спине лошади (что обеспечивало лучший упор корпусу всадника при рубке и копейном ударе).
Лук хунны использовали особого, нового типа, так называемый гуннский. Такой лук был намного больше размером, чем относительно небольшой скифский лук, и гораздо более мощным. Хуннский лук достигал в длину 180 сантиметров и относился к типу сложносоставных и предварительно напряжённых луков. По отзывам современников, лук, бесспорно, был основным оружием хуннов, которые владели им мастерски. Дальность прицельного выстрела из хуннского лука достигала 300 метров! Повторю, речь идёт о прицельном выстреле. Вообще же, стрела вполне могла лететь гораздо дальше. Известен задокументированный выстрел на дальность (и почти прицельный), сделанный из подобного (но уже татарского) лука гораздо позднее, пославший стрелу за семьсот метров!
Меч имел для хуннов гораздо менее важное, вспомогательное значение; использовался, главным образом, длинный прямой обоюдоострый меч -- сарматская карта.
Важным инструментом войны был для хуннов и ременной аркан, который они ловко набрасывали на противника; стащив его с лошади, они волочили его за собой, чтобы затем, в зависимости от обстоятельств, взять в плен или прикончить. Аркан, в названии которого тоже слышен вездесущий корень Арии "ар", стал действенным средством разрушения плотного вражеского строя.
В 6-9 столетиях (в эпоху расцвета булгар-новосарматов, а также краткого подъёма империи авар) у воинов Сарматии происходила смена набора основного оружия. Ушёл в прошлое длинный обоюдоострый меч сарматского типа. Взамен приблизительно в 7-м веке появилась карта другого типа -- длинный узкий прямой клинок с одним лезвием, предшественник сабли. Но, поскольку конные воины нуждались в двуостром оружии, а карта не могла заменить в этом качестве меч, то её дополнил боевой топор, достаточно простой в производстве (из дешёвого железа) и удобный в использовании (помимо лопасти с более или менее широким лезвием топор имел обух, которым можно было эффективно как парировать, так и наносить удары). Топор всадника, имевший значительно меньшие размеры, чем тяжёлый топор пеших воинов, поначалу имел прямое лезвие и предназначался, соответственно, для прямых ударов рубящего типа. Но постепенно лезвие конного топора закруглялось для удобства нанесения более совершенных ударов рассекающего типа. Со временем эти два вида оружия окончательно разделились (заодно определилась и терминология): топор с прямым лезвием предназначался для рубящих, а секира с закруглённым лезвием -- для секущих ударов.
Кроме карты и топора, на вооружении сарматских всадников оставались луки (которые стали ещё больше и дальнобойнее), всякие ножи и кинжалы, копья таранного типа (также потяжелевшие и удлинившиеся) и метательные дроты-сулицы, а также всевозможное ударное оружие: палицы, брусы, булавы, шестопёры, буздыханы, кистени, мэры (боевые молоты)...
О ДРЕВНЕМ КОРНЕ " ХН-КН" И О ХУННУ
Древнейший корень "кн-хн" распространён очень широко среди всех народов и везде означает старца, родового старейшину, вождя, управителя:
хан и кан ("князь, вождь, король"), каган ("вождь, король, император, царь");
древнееврейский титул коэн -- "предводитель, вождь"; латинский титул консул ("вождь, предводитель") и канис ("собака" -- "идущий впереди, вожак, поводырь, ведущий по следу");
древнерусский кнес и князь, древнелитовский кунигас (хунигас), английский кинг (король), нордический коннунг, германский кёниг (король, император); хун, хон, хунно, хунни -- родовой старейшина "древних германцев"; хунны -- новосарматский народ, булгары, "старцы, вожди";
"Но к концу эпохи переселения народов исчез даже последний след рода как воинской части, и даже исчезло само это слово (в том случае, если слово "войско" -- Truppe -- этимологически тождественно слову "деревня" -- Dorf)" (там же).
"...те условия, в которых протекало переселение, приводили к тому, что могущество, авторитет и имущество хунно необычайно возрастали, поднимаясь над общей массой" (там же). Речь здесь идёт о 4-5 веках, но ведь это и есть эпоха расцвета Хуннской державы!
***
|