ХАЗАРЫ

Наследие древней Сарматии в позднесарматскую эпоху перешло в руки одного из сильнейших сарматских племён - аланов. По его имени постепенно всё сарматское население, или же большая его часть, стало называться аланами, а всё своё единство именовать Великой Аланией. При этом произошла смена эпох. На место принципов индо-киммерийской традиции пришли обычаи, характерные для иранского варианта культуры.
Затем, в промежуточную эпоху перехода от прежней поздней (аланской) сарматской общности к новой (булгарской) достаточно однородное население огромной территории Великой Алании разделилось на несколько центров.
Считаю важным подчеркнуть то обстоятельство, что в каждом таком центре основной движущей силой было местное сарматское население, его стремление уйти от иранских асурических культурных стереотипов Алании и возродить культуру индийского типа Дэва. Только благодаря такому стремлению несколько групп немногочисленных пришельцев, появившихся в разных частях былого сарматского единства, были востребованы как символ перемен. Затем таким же образом появились хунны - Первая волна Новой Сарматии. Последние сокрушили как Аланию, так и Готию. Вся территория Восточной Европы досталась хуннам и подверглась их влиянию. Хуннами называли ту часть коренного населения Алании, что тяготилась ирано-аланскими обычаями и желала сменить их на индо-киммерийские, сарматские. Хунны взорвали Аланию изнутри, затем смяли Готию (её малый остаток, Крымская Готия, известна как Княжество Дори - с корнем "ар") и обрушились на Европу.
Потом за хуннами закрепилось имя булгар. Булгарами стали называться сарматы прежней Великой Алании. Для отличия булгар от прежних древних сарматов и аланов (поздних сарматов) можно употребить и термин новосарматы.
Прокопий Кесарийский в географическом введении к IV (VIII) книге "Войны с готами" сообщает о многих племенах гуннов, потеснивших алан. Страна их простирается до Меотийского озера (Азовского моря) и Танаиса (Дона), называется Евлисией и населена по берегам и внутри варварами, которые "в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утигурами (утургурами-утургарами, булгарами)". То есть, он подчёркивает, что все эти народы есть одно - всё то же - население, избравшее для себя новую культурную волну.
Официальная история гласит, что сама Сарматия стала зоной постепенного распространения (с востока на запад?) тюркского языка, который поначалу использовался как международный, а затем стал вторым разговорным, обиходным языком, наряду с индоевропейскими сарматскими языками. Со временем он стал основным языком булгарских народов. Я же убеждён, что тюркским назвали позднее язык Орды, после отделения Турции.
В Камской Булгарии (Татарии) даже ещё при советской власти, до конца тридцатых годов двадцатого столетия, со слов стариков, обычным делом было триязычие: тюркский (язык уже родной и обиходный), арабский (язык Аль-Курана и мусульманской религии, средство коммуникаций в мире Ислама), парси (индоевропейский язык предков, средство делового общения с ираноязычным миром -- по Волге и далее через Каспий)...
Следует отметить, что распространение тюркского языка никак не связано с существованием Тюркского (Тюркютского) каганата. Зато широко распространился целый набор политических терминов, титулы, названия государственных должностей (этого Тюркского каганата?).
Характерное для Центральной Азии горловое пение распространилось во все стороны и, в частности, в зоне Сарматской цивилизации. При этом чётко видны пределы этого влияния: в Башкирии горловое пение популярно, а в Татарстане (Камской Булгарии) его нет. С горловым пением связаны и музыкальные инструменты, в первую очередь, кобыз типа варган (металлическая пластинка с язычком, зажимаемая в зубах), известный в Южном Поволжье, в Западном Туркестане, и далее к востоку. Не путать со струнным кобызом-кобузом-кобзой (типа лютни). А горловое пение популярно и в Тироле, в Альпах... А вот гармошка является самобытным и характернейшим инструментом Сарматского ареала, родившимся в недрах этой цивилизации. По-татарски и по-нагайбакски гармонь -- "гармонар"(!)...]
На окраинах грандиозного булгарского массива складывались свои центры. Некоторые сохраняли имя булгар (как Камская и Дунайская Булгарии, Балкария на Северном Кавказе -- остаток Кубанской Великой Булгарии, первая столица Каганата носила имя Булгар); другие, как хуннские белояры Первой волны, стали полянами (Польша, средний Днепр, на Киевщине).
Возможно, полянами называли булгар славяне. Но, в любом случае, этот термин исконно сарматский и происходит от арийского корня "пол", что означает конного воина, витязя, богатыря, исполина, полкана. Корень известен и в Индии, на санскрите. Англичане привезли из Индии воинскую игру, состязание всадников -- поло. Полис Эллады -- от того же корня. Поляне -- это те булгары, которые оказались в окружении славян и русов и слились с ними на правах военной знати. Именем повисленских полян (polani) назвалась Польша (Polonia) и сами поляки (poloni); от них (от сарматов) прямо ведёт свою родословную вся польская шляхта как воинское сословие. Поднепровские поляне полностью слились с киевскими русами и дали им характерные особенности культуры, отличающие киевских русов от всех других групп русов в Европе, Азии и Африке
Корень "пол" и в последующие эпохи означал воина, и конкретно конного воина, -- что закрепило его в русском языке в словах "полк" (как собрание, формирование именно конных воинов. А пешее войско называлось, видимо, "рать") и "полкан" (как витязь, рыцарь)...
Другие крупные группы булгар (новосарматов) называли себя иначе: сарагар (сарагур), авар. Авары особенно прославились созданием в 6 веке военной державы в Причерноморье и Подунавье -- это была Вторая волна Новой Сарматии. Славяне звали авар обрами. Северная часть Дагестана и сейчас именуется Аварией, а её жители - аварцами. А страной Серир в южной части Дагестана правил царь с титулом Авар, либо же это было личным именем царя...
Какая-то часть того же булгарского населения называла себя хазарами, - вероятно, повсеместно. Нельзя исключить того, что слово хазар было не столько этнонимом, сколько обозначением конного воина. Причём, значение этнонима этот термин принимал лишь во вторую очередь. Так же этнонимами во все эпохи могли становиться и другие воинские наименования разных народов. Скажем, воины древнего Египта, маджаи, передали своё имя народу храбрых африканских воинов масаев, изначально отличавшихся от соседних негров светлой кожей. Воины Арабского халифата, точики-тотчики, дали имя ставшему мусульманским народу Согда (Согдианы) в Средней Азии, таджикам...
В таком случае изначально хазарами были воины Булгарского каганата, который посылал на войну своих "хазар". А в дальнейшем и другие страны приняли этот термин и стали так называть своих воинов. Так, великий князь Киевский Игорь Старый ездил к древлянам собирать дань "для хазар". Может быть, для своих хазар -- для киевской дружины?
Насчёт иудаизма: в Булгарском каганате действительно произошли заметные события, связанные с попыткой захвата власти некой иудейской группой (очевидно -- крымских иудеев, но вряд ли -- горских). Кто-то из булгарской аристократии поддержал эту идею -- кто и должен был возглавить новый режим. Мятежники приняли иудаизм и получили известность как кабиры-кабары (ар!); Кабарда. Булгарская аристократия Каганата выступила против мятежа; кабары были разбиты и бежали на запад, где в Карпатах оставили на своих могилах отчётливые иудейские знаки (менора). Подчеркнём здесь, что на территории самого Каганата никаких иудейских знаков обнаружить так и не удалось, несмотря на поистине колоссальные усилия целой серии советских археологических экспедиций, работавших по отчётливому спецзаказу. И вопреки умело распускаемым слухам. Даже подделать здесь ничего не сумели!
Интересно сравнить булгарский термин "хазар" с известным в Венгрии (Паннонии), унаследовавшей в значительной степени сармато-булгарские традиции, словом "хусар-гусар", тоже означающим конного воина. Стоит отметить, что слово гусар, специально применяемое только в отношении именно конного воина, витязя, было характерно также для Польши, в которой долго сохранялись элементы новосарматского (булгарского, полянского) шляхетского наследия. Разница только в том, что в Венгрии гусарами назывались в Новое время лёгкие всадники, а в Польше - тяжеловооружённые. Но и в Венгрии в ранние эпохи так называли отнюдь не одних только легковооружённых всадников, а всех конных бойцов, оснащённых всем необходимым в соответствии с текущими требованиями войны.
В таком случае, корень хус-гус в названии булгарских всадников мог указывать на сохранность у них каких-то древних традиций или стереотипов. Как уместную иллюстрацию можно рассмотреть сохранявшуюся вплоть до Нового времени, до 17-18 столетий, традицию польских гусар в конном строю прикреплять сзади к поясу доспехов (наспиннику) крылья гуся или лебедя (кое-кто считает эти крылья орлиными, но напасёшься ли орлов на целое войско! Ведь и у индейцев орлиные перья были у считанных вождей). Последующие ветви булгарских народов также связывались с гусями-лебедями (половцы в "Слове о полку Игореве")...
Интересна параллель терминов хусар и казак. Оба обозначают конных воинов, и оба в определённом смысле стали кое-где также этнонимами. Вспомним, кстати, распространённое мнение, что казаки происходят от хазар. А само слово "казак" произошло от всё того же корня "каз" -- гусь, сила, война, свобода. Оба термина, относимые исключительно к конному воину, распространились гораздо шире своей родины. Воинские части всадников-гусар и всадников-казаков были действительно организованы даже в далёкой Англии, не говоря о ближних странах. Оба термина в этом, одном и том же, смысле дожили до двадцать первого столетия, например, "Гусарский Её Величества танковый полк" в Великобритании; предполагаемое в России возрождение казачества как

***

На главную
Народы

Сайт создан в системе uCoz