САВРОМАТЫ и САРМАТЫ

Савроматы, по единодушному мнению исследователей, относились к достаточно единому в культурном и этническом смысле массиву кочевников Великой Степи. И в ряду великих степных народов как географически, так и антропологически и этнически, занимали промежуточное положение между европейскими скифами и азиатскими саками и массагетами. Появились савроматы в Прикубанье, в древней области синдов.
Античные авторы считали, что савроматы происходят от амазонок (воинственных женщин синдов-гаргаров, или киммерийцев), взявших себе мужей из числа скифских юношей (скифы, по словам Геродота, называли амазонок эорпата, "мужеубийцы"). В подтверждение этой версии говорят документально зафиксированные исторические факты: участие савроматских женщин в войнах, и их большая роль в этом, вообще значительные признаки матриархата у савроматов, чрезвычайно свободное положение их женщин, даже сохранявшаяся до поздних времён власть женщин в обществе. Савроматов называли жёноуправляемыми.
Геродот изложил версию, по которой амазонки так ответили молодым скифам, предложившим им жить совместно: "Мы не можем жить с вашими женщинами. Ведь обычаи у нас не такие, как у них: мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях; напротив, к женской работе мы не привыкли. Ваши же женщины не занимаются ничем из упомянутого, они выполняют женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотятся и вообще никуда не выходят. Поэтому-то мы не сможем с ними поладить. Если вы хотите, чтобы мы были вашими жёнами и желаете показать себя честными, то отправляйтесь к вашим родителям и получите вашу долю наследства. Когда вы возвратитесь, давайте будем жить сами по себе". Так и получился, по Геродоту, народ савроматов.
Археологи открыли ранние савроматские погребения амазонок-воительниц, с богатым погребальным инвентарём, с большим количеством оружия, с характерными женскими вещами и украшениями (зеркалами, гребнями и заколками для волос, височными кольцами, серьгами). И самое удивительное: иногда эти женские погребения сопровождались мужскими жертвоприношениями...
Постепенно, с ходом исторического процесса, такие мужские жертвы в женских могилах становятся всё более редкими, и, в конце концов, совершенно исчезают. На поздних этапах своего существования савроматы уже мало чем отличаются от окружающих народов. В последнюю эпоху даже распространяются мужские захоронения с принесёнными в жертву женщинами, что отражает процесс постепенного, но неуклонного утрачивания женщинами своей ведущей роли в жизни савроматского общества, и наконец -- окончательного низведения женщины до уровня бесправной рабыни...
Из синдо-киммерийского очага савроматов в Приазовье сарматы широко выплеснулись, стремительно затопив всё скифское Причерноморье...
Многие историки считают савроматов одним из основных племён сарматского массива, включавшего савроматов, языгов, аорсов, роксоланов и многих других. Другие полагают, что савроматы каким-то образом предшествовали сарматам. Но, в любом случае, этноним сарматы использовался ещё долго после того, как термин савроматы вышел из употребления (в средневековье, и даже до Нового времени).
Сарматы, как и савроматы, имели явные и сильные пережитки матриархата, и для них характерно активное и широкое участие женщин в войнах. "Их женщины ездят верхом, стреляют из лука и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убъют трёх неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступить в поход...". Некоторые античные авторы, как и Геродот, сообщают даже, что многие сарматские женщины, будучи не в состоянии выполнить такие жёсткие требования, умирают старухами, так и не выйдя замуж.
Но может ли народ предъявлять такие завышенные требования к воинской доблести своих женщин? Ведь главной задачей женщин является, всё-таки, рождение и воспитание детей. И чем значительнее отклонение от этого естественного образа жизни, тем больше шансов у отклонившегося народа исчезнуть, не оставив потомства. Захочет ли хоть какой-то народ своей погибели? Тем не менее, сарматы стали одним из сильнейших народов истории!
Вероятно, молодые женщины, отправляющиеся на войну при общей мобилизации, со временем стали выразительным символом самой войны (как бы война стала большой, дошло до женщин). А текущие малые стычки, требующие постоянного участия в них небольших сил, можно было проводить силами одних мужчин, бывших, так сказать, в седле постоянно...
Сарматы в 3-м веке до Р. Х. неудержимой лавиной прокатились по Скифской степи и совершенно разгромили скифов, уничтожив все их царства и многие понтийские города эллинов. Небольшое Скифское царство сохранилось в степной части Крыма, но и оно попало в зависимость от сарматов. Сохранились известия о том, как некая сарматская царица вторглась в Крым, захватила в плен непослушного царя скифов, лишила его власти и убила, а новым, уже вполне покорным царём, сделала сына казнённого.
Страшному разгрому сарматы подвергли владения геродотовых "скифов-пахарей" (соколотов-земледельцев) -- примерно во втором столетии до Р. Х...
Известны многие племена (союзы племён) сарматского объединения: савроматы, языги, аорсы, аланы, роксоланы и другие. Все они были потомками киммеров, синдов и скифов...
Основой боевой силы сарматов была конница, но не лёгкая (как у скифов), а тяжёлая. Сарматский всадник был защищён бронёй из разрезанных на пластины лошадиных копыт, нашитых на кожаную основу. Такой копытный доспех был практически непроницаем для стрел и мечей. Сарматы защищали бронёй и своих коней. Такие бронированные всадники назывались катафрактами. Главным оружием катафрактов стало длинное таранное копьё. Железных стремян тогда ещё не знали (?), поэтому всадники сталкивались с определёнными затруднениями при нанесении копейного удара двумя руками без твёрдой опоры для ног. Тем не менее, катафракты, атакующие в линию чётким строем, были совершенно новым в военной истории родом войск, и долгое время считались непобедимыми, наводя повсюду ужас.
Вторым по значению оружием сарматов был длинный и узкий, обоюдоострый прямой меч, рассчитанный на рассекающее действие, - карта. Кроме того, сарматы использовали и короткий скифский акинак - в качестве кинжала. Лук, в отличие от скифов, сарматы почти не применяли, стремясь решить дело в ближнем бою.


*****

На главную
Народы

Сайт создан в системе uCoz