Background
****
ИМЕЕТ МЕСТО БЫТЬ – и даже это требует доказательств!
Первый (как синхронно утверждают все просмотренные мной источники) из дошедших до нас письменный рассказ об амазонках принадлежит Геродоту (V в. до н. э. точнее между 484 и 425 гг. до н. э)
*****
что-то многие на него ссылаются...и что за чувак? Так, чисто для себя - Краткая энциклопедическая справка о нем: считался, считается и будет считаться любознательным, вместе с тем, добросовестным наблюдателем нравов, памятников, особенностей территорий, как о том свидетельствуют изыскания ассириологов и египтологов... Несмотря на общепринятое отношение к истории Геродота, как к заслуживающему доверия первоисточнику, все же следует понимать, что оригинальных рукописей пятого века до нашей эры не сохранилось, и сочинения Геродота известны только из рукописей, написанных почти 1,5 тыс. лет СПУСТЯ. Однозначно – это вызывает сильные сомнения.
*****
Заметьте - вплоть до христианского времени происходящие от древних традиций матриархата (и женской воинственности) многочисленные культы богинь войны. В этом ряду и эллинская Атена-Афина, и Артемида, тирренская (этрусская) Менрва (римская Минерва), ирландские Маха, Морриган и Бодб, Неметона и множество других божеств. Кстати, Атена-Афина изначально изображалась змееногой (!) богиней, что определённо и недвусмысленно указывает на её киммерийское происхождение. Лишь впоследствие Атена приобрела полностью человеческий облик, но змея осталась на изображениях - у ног богини, а змееволосая (!) Медуза Горгона - на эгиде... По Геродоту, афиняне в древности назывались кранаи. Этот этноним относится к эпохе, когда Эгеида, включая Крит, была заселена пеласгами. Змееногие божества (гиганты, Афина) Эллады, распространённые у пеласгов, догреческого населения этого региона, однозначно указывают на индоарийское, синдское, киммерийское происхождение всех пеласгов и кранаев. На это же указывают и очень древние представления о Тартаре, связанные с устойчивыми словосочетаниями. "Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы, с несокрушимыми медными вратами". Тьма и подземность ("Тартар, столько далёкий от ада, как светлое небо от дола", Илиада. Гомер, Гнедич), - всё говорит о ушедших в прошлое эпохах, о древности. Медные врата, медь - важное свидетельство о Змее. Змея в мифологическом плане у всех народов связывалась с медью, с эпохой меди (бронзы?). Русская сказочная "змея-медянка". На латыни cuprum ("медь") - cobra ("змея"). Здесь же и медный остров Кипр. На иврите нехошет ("медь") -- нахаш ("змея)". В этом ряду и библейский "медный змей". И ещё змея связана с индоарийской эпохой киммеров-гаргаров, осуществивших переход от бронзы к железу.
Конкретно - об амазонках Геродот писал, что в сражении на реке Фермодонте (в Малой Азии)- /опять же, что за сражение, что за река, что ныне зовется Терметчай, чего не поделили?/ Греки победили амазонок, захватили часть амазонского войска в плен и повезли женщин на трех кораблях /Хм... Представляя, что это были не более, чем 50-ти весельные корабли (см.ссылку по кораблям) максимум плененных женщин может быть, ну... 150 - это если поставить их стоймя и не оставить никакого пустого пространства на посудинке. Итого значит не более 450... реальнее не более двухсот/трехсот, к себе в плен. Однако, как он пишет, в открытом море амазонки напали на греков, перебили их и захватили корабли. Не умея управлять /???/ и ориентироваться в море, они не смогли вернуться домой: корабли, гонимые ветром, доставили их к берегам Меотиды (в Приазовье). Амазонки сошли на берег, в степи "встретили табун лошадей /без пастухов? или то были дикие лошади? Впрочем, я читал, что средняя лошадь в те времена была порядка 150 см в холке (пони, что ли?) / и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю" /Оп-па, а скифы что же, как дети малые?/
В IV в. до н.э. Эфор /ну этот вроде котируется как сухой классический историк/ дал свой вариант зарождения амазонства в европейских степях: "Некогда савроматы отправились походом в Европу, но там погибли, и жены их остались одни..." и добавляет, что "амазонки, оскорбленные мужчинами, когда те отправились на какую-то войну, оставшихся перебили, а тех, кто вернулся, не приняли... /Гы-ы, совсем бред однако/
А еще через 300 лет, т.е. в I в. до н.э. Помпей Трог написал, что амазонки - это жены скифов, ушедших из Причерноморских степей в Малую Азию к реке Фермодонт. Там все мужчины-скифы были убиты, а женщины взялись за оружие, успешно защитив свои новые земли от врагов. С окружающими их народами они не захотели поддерживать дружеские связи, и управляли своей страной сами.
Похоже, что большинство легенд, касающихся происхождения амазонок, говорят о том, что появление амазонства в античную эпоху - результат войн или дальних походов, в которых погибали почти все дееспособные мужчины. В этой трудной ситуации оставшиеся женщины в течение какого-то времени становились на защиту своей земли, детей, стад и имущества.
Т.е. не по их инициативе. Токмо волей пославшей их тещи. И то хлеб!
ПО ДРУГОМУ НЕ МОГЛО БЫТЬ
Как я понимаю все споры историков по этому поводу - имеется два типа, два менталитетных подхода в отношении женского вопроса в том месте и времени. Индо-арийский, где женщины, как минимум, были равны мужчинам (так сказать «Сарматское» позиционирование) – более древний тип отношений, вытесняемый более прогрессивным «Скифским», «Иранским» типом, согласно которому женщина есть рабыня и утеха. Но, как бы то ни было, оказавшиеся в меньшинстве последние индоарии были вынуждены изыскивать новые необычные действенные средства для противостояния усиливающемуся напору противников - иранцев. Насколько можно судить по дошедшим до нас фактам, индоарии-синды в этой борьбе использовали три великолепных новинки, три крутых изобретения:
* Первое: они сумели широко внедрить в своё вооружение железо, а значит, совершили железную революцию. Благодаря этому они смогли вооружить массовую армию, то есть, столько воинов, сколько у них было. Вооружив всех, причерноморские индоарии сократили разрыв в численности своих и неприятельских войск. Ведь число последних было жёстко связано с ограниченным запасом более дорогого и менее доступного бронзового оружия.
** Второе: они освоили верховую езду на коне. До этого и кочевые и оседлые народы использовали лошадь в упряжке, применяя на войне боевые колесницы. Как бы страшна в бою ни была колесница, но она ограничена в передвижении по пересечённой местности. Индоарийские всадники создали совершенно новую военную реальность. Их конница, вооружённая луком и топором-лабрисом, свободно маневрировала всюду. Таким образом, индоарии получили возможность за счёт высокой подвижности концентрировать силы на выбранных участках и таким образом сводить на нет численное превосходство врага.
*** Третье: причерноморские индоарии привлекли к участию в войне своих женщин, тем самым сразу увеличив число воинов приблизительно на четверть или на треть (ведь женщины не могут идти на войну так же свободно, как мужчины, если у них есть дети). По свидетельствам древних, на войну шли только молодые девушки. Эти амазонки, как их назвали эллины, наводили ужас внезапными налётами мобильных конных отрядов лучниц. К тому моменту, как подвергшиеся нападению успевали подготовить свои боевые колесницы и выехать на битву, и самих амазонок, и награбленной ими добычи, и пленников -- уже и след простывал.
Русские, как прямые наследники всего этого огромного пласта исторического развития на своем Юге, как всегда имеют свое ничем необоснованное и нелогичное мнение:
Возмущенный странными законами "дикарей" русский летописец в «Повести временных лет» между делом называет амазонок "скотом бессловесным" /это когда у них начинается период спаривания/ и в то же время с изумлением рассказывает: "жены у них орють /пашут что-ли?/, зижють храми и мужьская дела творять... в них же суть храбрыя жены ловити зверь крепкыи. Владеют же жены мужи своими и добляють ими".
/-Хм... "добляють" - прикольный глагол./ Для того чтобы у нас не осталось сомнения в создавшемся непорядке, летописец-монах добавляет, что женщины у них "любы творять елико хощеть, не въздержаеми от мужий своих...".
/-Интересненько! А что именно "хошеть"? По пунктикам бы.../ А между тем войны в период военной демократии и далее - в классовых обществах часто кончались почти поголовным уничтожением взрослого мужского населения. И это ставило женщин перед необходимостью брать на себя общественные и военные обязанности, как бы возрождая этим древние обычаи матриархата. /Черт, все говорят про матриархат... А кто его видел? Что он такое? Кто гарантирует, что он по настоящему вообще был? Пишу так потому, что обычную логику никто не отменял - Власть принадлежит сильному. А у человеков сильней самец. И активней - самец./
КОНКРЕТИКА
Из всего, что я тут выше наваял про амазонок примерно понятен регион и период времени. Худо-бедно он пересекается с народом савраматов (сарматов).
Цитирую: "Не исключено, что матрилинейность была присуща и предкам сарматов, оседлым скотоводам-земледельцам эпохи бронзы." Здесь ключевое слово - оседлые. Не даром я где-то читал, что кочевое животноводство все же рангом повыше, чем землепашество... В одной из статей про монголов это есть чуть подробнее.
Упорядочивание - основа любого понимания. По классификации от истории считается, что матриархальными обычаями, прослеживающимися как в письменных источниках, так и в археологических материалах можно считать:
1. Матрилинейный счет родства; Однако, что прикольно, решающая роль в обществе матриархата, вопреки распространенному мнению, все равно принадлежит мужчинам. Именно они чаще всего возглавляют большие семьи, строящиеся по матрилинейному принципу, а тем более роды и общины. Женщины могут участвовать в выборах или влиять на их исход, но сохраняют скорее моральный авторитет, чем реальную власть. Однако положение женщин даже в позднематеринских обществах редко бывает приниженным, и в немалой степени это связано с сохраняющейся матрилинейностью и ее последствиями.
Вряд ли только "пережитками" можно объяснять и матрилинейный порядок наследования, сохранявшийся в знатных родах и семьях египтян??? /вот уж не думал, придется поискать поподробней/, хеттов, ликийцев и этрусков. В матрилинейности достаточно архаических черт, и основными из них являются: легкость заключения и расторжения брака, выбор мужа девушкой, приход мужа в род жены со своим имуществом (т. е. матрилокальность брачного поселения.)
Остается фактом, что подобные сведения относятся только к савроматам, в то время как о скифских женщинах та же источники сообщает прямо противоположное.
2. Обычай левирата
*****
Левират (от лат. levir — деверь, брат мужа) — брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками. Левират, подобно сорорату, когда мужчина одновременно вступал в брак с двумя или более сёстрами, являлся прямым следствием норм группового брака и родовой экзогамии, в силу которых каждая женщина была естественной потенциальной женой для всех мужчин определённого рода.
В древности левират был широко распространён у многих народов. У ряда народов (у древних евреев, индусов, народов Дагестана, туркмен, казахов, таджиков и других) левират сохранялся долгое время, чему способствовал обычай калыма (женщина, за которую заплачен калым, считалась собственностью рода или семьи, купивших её, что обязывало вдову остаться и после смерти мужа в пределах его семьи или рода). Вдова, нарушившая обычай левирата, обязана была возвратить родственникам калым.
Этот обычай был закреплен на уровне закона в Пятикнижии (Втор.25:5-6). В частности, по одной из версий Иосиф Обручник был рожден в левирате, чем объясняются различия в двух родословиях Иисуса.
*****
3. Свадебные обычаи военного единоборства невесты и жениха;
- тут пока некий пробел
4. Обучение девочек наряду с мальчиками военному искусству с последующим участием девушек в войнах.
Преобладающим видом оружия в амазонских (читай женских сарматских) погребениях являются стрелы; мечи и кинжалы встречаются реже, а копья - совсем редко. Аллё!!! Про топоры вообще не сказано ни слова! А вообще у меня есть немножко неприличные сомнения. Помнится для удовлетворения половых потребностей римской армии постоянно таскали стадо овец... Не тот ли случай?/;
В полном соответствии с античной традицией сарматские воительницы предстают перед нами прежде всего как лучницы. В рукопашный бой они вступали редко, а участвовали в битвах в рядах легковооруженной конницы, составлявшей в это время основную массу сарматского войска, и ее главным тактическим приемом были внезапная атака и быстрое отступление.
5. Выполнение женщинами жреческих функций, хотя бы в рамках своей семьи.
/Ну... это во всех типах обществ было... Первая мысль - нефиг за уши притягивать!/
Оказалось не совсем так. Археологический материал не только подтверждает туманное сообщение Псевдо-Гиппократа, но значительно его дополняет и конкретизирует. Имеются в виду каменные столики или блюда - довольно распространенная находка в савроматских погребениях Приуралья. Все они найдены в женских погребениях. Их связь с культом, несомненна уже потому, что такие блюда находят в погребениях вместе с реальгаром /???/ и мелом - непременными атрибутами сарматского религиозного ритуала. Нимфодор /еще один историк/ прямо указывает на сарматов как на огнепоклонников.
Очень важный для меня момент: Некоторые из погребений явно сопровождались человеческими жертвоприношениями, в том числе вооруженных мужчин (возможно из числа служителей или охраны жриц), подвергшихся насильственной смерти. Впрочем, иногда подобные алтари встречаются и в рядовых женских погребениях, обнаруженных в небогатых, ничем не примечательных могильниках, свидетельствуя, что жрицы были и среди небогатых и незнатных групп сарматского общества.
Дело в том, что в условиях патриархальной организации женщина, переходящая на местожительство в род и семью мужа, не могла играть важную роль в выполнении религиозных обрядов.
***
Продолжение
Боевые топоры - общая информация
Типы кораблей греческого флота
А кто у нас лохи?
Выбор пола
|